Как под Киевом выращивают черную икру и сражаются с Китаем. Смелая история

26.03.2020


В Украине работают осетровые фермы. Сколько можно заработать на дорогом деликатесе?

Уже девять лет отец и сын Юрий и Антон Яременко выращивают под Киевом один из самых дорогих в мире деликатесов - черную икру. Каждый год две площадки принадлежащей им аквафермы Bester выпускают на рынок 800 кг деликатеса. Большая часть продукции идет на экспорт. 

Они планируют отбить вложенный в проект $1 млн и вывести в плюс осетровый бизнес в нынешнем году, через целых 10 лет после старта. 

Есть ли у них шансы? Материал

Из медиа в водный мир

Одиннадцать лет назад перед отставным военным Юрием Яременко стоял непростой выбор. К тому времени он уже поработал в пресс-службе Минобороны, издавал военный журнал "Камуфляж" и даже открыл собственное пиар-агентство "Пресс-кит".

Но медиа и реклама наскучили - хотелось заняться чем-то совершенно новым. Яременко-старший решил попробовать себя в сельском хозяйстве. И не в одиночку. "Когда отец решил оставить пиар и уйти в агросектор, то предложил мне присоединиться, создать семейную компанию", - рассказывает Антон. 

Осталась самая малость: понять, чем заняться. Ответ пришел неожиданно. Во время одного из перелетов в бортовом журнале Яременко-младший прочитал, что 90% икры в США импортируют из Азии.

Отец и сын навели справки. Оказалось, украинский рынок на тот момент был практически свободным. Почему не рискнуть? На дворе был 2011 год. Яременко взялись за работу.

Для разведения осетров подобрали место неподалеку от Киева - в Триполье, в водах Каневского водохранилища. "Первые четыре года в хозяйство приходилось лишь вкладывать", - говорит Антон. Мальки, оборудование, корм, аренда водоема - все это влетало в копеечку. Жили на сбережения от прошлых бизнесов.

"Можно было бы продавать рыбу, но с маржой 5-10%. Если производить икру, маржа - около 50%, - рассказывает Яременко. - Мы пошли по второму пути несмотря на все риски".

Свои первые "икорные" деньги предприниматели заработали на пятый год - продали первые 200 кг икры с собственной осетровой фермы. Собрав "урожай", расширились и оборудовали вторую площадку в Ржищеве.

Сколько это стоило? "Бюджет никто не считал, я думаю, больше $1 млн уже потратили", - рассказывает Яременко-младший, который сейчас управляет семейным бизнесом. 

Самая дорогая статья затрат, по его словам, - садковые линии - устройства с сетями, которыми ограничивают пределы обитания рыбы, чтобы та не ушла в реку. Каждая конструкция стоит до $10 000. Много идет на корм для питомцев, который предприниматели покупают в Европе.

Яременко признается: собственных денег не хватает, поэтому берут и кредитные - примерно 50/50.

Сложный бизнес

В Украине ежегодно продается около 2500 кг икры, рассказывает Антон Яременко. Производят ее минимум шесть официальных компаний: Осетр, Black Sea Caviar, Ukrainian Caviar Berry, Kind Fish, Биосила. 

"Предложение в разы превышает спрос - большая часть производства идет на экспорт. Объем продаж Bester внутри страны - около 200 кг в год", - рассказывает Антон. 

Кто держит рынок? "80% внутреннего потребления - китайский продукт, - говорит Яременко. - И спрос постоянно падает". На своих мощностях дешевую китайскую икру также фасуют легальные производители, утверждает он. 

Китайцы и всегда демпинговали, но в последнее время добавился новый фактор. Раньше они продавали килограмм черной икры по $200 за килограмм. Коронавирус обвалил цену до $100, говорит предприниматель. 

Яременко уверен: если бы на китайскую икру действовали пошлины, украинским производителям было бы легче. По его словам, справедливая рыночная цена 50 граммовой баночки натуральной черной икры в Украине - от 1000 грн, или от 16 000 грн за кг. С такими ценами внутри страны конкурировать нереально, уверяет он.

Источник

Еще один риск икорного бизнеса - гормональная технология производства икры, так называемая сдойка. По словам совладельца Bester, в естественных условиях рыба созревает 12 лет. Часть производителей вкалывают гормоны для скорейшего дозревания икры, чтобы ускорить цикл и удешевить продукт. "Мы так не делаем - икра получается совсем другая, невкусная, - уверяет Яременко. Но украинскому потребителю не до изысков - он редко замечает разницу.  Третья сложность в развитии - дистрибуция. Сейчас икра производства Bester продается только в премиальных магазинах. Из половины крупных сетей в конце 2015-го компания ушла - работать стало невыгодно.  "В договорах, кроме штрафных санкций за срыв поставок, прописан пункт: продукт дается под реализацию. Это значит, что непроданный товар возвращается поставщику", - рассказывает Яременко. Возвраты Bestera достигали 80% поставок - 8 банок из 10-ти. "Мы посчитали, сколько икры нам пришлось утилизировать, и решили, что не будем работать в убыток", - говорит бизнесмен.  Ставка на экспорт Если бы осетровая ферма работала только на украинский рынок, она бы быстро разорилась. Спасает экспорт - его доля в общем объеме достигает 70%. Экспортные рынки Яременко начал искать, как только ферма вышла на стабильные объемы производства. Сначала рассматривали Европу, так проще с логистикой. Чтобы получить европейский сертификат, предприниматели вложили $380 000 в производственный цех, работающий по европейским стандартам. В 2017-м первая партия украинской икры поехала во Францию. Через два года, в 2019-м, реализовали идею десятилетней давности - икра Bester появилась в американских магазинах. 

Дома - лучше

В ближайший год намерен укрупнить свое хозяйство, сосредоточив все мощности в Ржищеве - сюда хотят перевезти первую производственную площадку. 

В Триполье, рассказывает предприниматель, рыбоводов грозят выжить. Оппоненты - местная песочная мафия, для которой локация у берега Каневского водохранилища - лакомый кусочек.

Кроме того, трипольская акваферма оформлена как хозяйство для вылова рыбы в части водоема. "Мы работаем, будто левой ногой чешем правое ухо. У нас зарегистрировано морское хозяйство для вылова рыбы и зарыбливания в водохранилище", - говорит он. В таком хозяйстве разрешено устанавливать садки для передержки рыбы. А у Яременко именно в этих садках и ведется бизнес - растут осетры. "Никто ничего не вылавливает, но мы зарыбливаем часть водоема, как положено по договору", - объясняет он. 

Владелец осетровой аквафермы поясняет: в Украине нет законодательства, которое позволяет взять в аренду часть водоема общенационального пользования. И отраслевой закон "Про аквакультуру" такой возможности тоже не предусматривает.

В отличие от Трипольской площадки, акваферма в Ржищеве - в собственности предпринимателей.

Важный нюанс, который наверняка упрощает работу: местной фермой они владеют в партнерстве с депутатом Ржищевского горсовета, армейским другом Яременко-старшего Дмитрием Рудковским.

Яременко признается: не раз задумывался о том, чтобы перенести бизнес за границу. Но пока к переезду не готов - слишком дорого. А еще - изучение нового рынка, получение разрешений на работу в другой стране, все это - немалые затраты.

Вести бизнес дома комфортнее.


Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв